Убеждение, будто гипотеза магнитного склонения является одной из «самых логичных теорий», объясняющих эти исчезновения, вообще лишено всякого основания. Как это ни курьезно, но магнитное склонение в качестве возможной причины гибели судов и самолетов может серьезно обсуждаться, когда речь идет почти о любом районе Земли, кроме вод, омывающих Флориду, и Моря дьявола.
Стрелка компаса показывает не на Северный географический полюс, а на Северный магнитный полюс, который находится в северной части Канады, вблизи острова Принца Уэльского, в 1300 милях от Северного географического полюса. Величина угла между направлением на Северный магнитный полюс и направлением на Северный географический полюс для различных районов Земли различна. Этот угол в данной точке земной поверхности называется магнитным склонением.
Например, магнитное склонение на Азорских островах составляет 20°, поскольку, указывая на Северный магнитный полюс, стрелка компаса на 20° отклоняется от Северного географического полюса. Магнитное склонение для Феникса, Аризона, составляет 14°, так как здесь угол между Северным географическим полюсом и Северным магнитным полюсом равен 14°. Однако в той части Бермудского треугольника, которая находится возле Флориды, магнитное склонение приближается к нулю. Для Флориды нет никакой разницы между направлениями на географический и магнитный полюсы, поскольку полуостров Флорида, Северный магнитный полюс и Северный географический полюс находятся на одной прямой.
На земном шаре есть и другие точки, которые находятся на одной прямой с обоими полюсами. Линия, соединяющая все эти точки, называется агонической, или линией нулевого магнитного склонения, и, хотя на нее оказывают какое-то воздействие возмущения магнитного поля Земли, это, по существу, прямая линия, которая от Северного магнитного полюса пересекает Канаду и озеро Мичиган, восточную часть Соединенных Штатов, Флориду, Кубу и Южную Америку. Вблизи агонической линии штурманам не надо беспокоиться о магнитном склонении, потому что там его просто нет.
Однако чем дальше от агонической линии находится судно, тем больше магнитное склонение, которое надо учитывать при прокладке курса. На морских картах указано магнитное склонение для каждого района Земли, и ничего не стоит сделать необходимую поправку. Пилоты также должны корректировать направление полета в зависимости от магнитного склонения, иначе они собьются с курса.
Например, пилот, который собирается лететь и Феникса на запад (270°), должен сделать поправку на 14°, величину магнитного склонения для данного района, и вести самолет по компасному курсу 256°. Если же он забудет учесть магнитное склонение и не будет обращать внимание на земные ориентиры, то полетит на 14° правее намеченного курса и через 500 миль полета окажется примерно в 124 милях севернее точки, над которой ему надлежало быть. Если вблизи Азорских островов пилот забудет сделать поправку на 20°, склонение для данного района, то через 500 миль полета окажется в 173 милях от намеченного курса.
Хотя поправка на величину магнитного склонения – одна из основных операций, о которой едва ли забудет даже начинающий штурман, можно с уверенностью сказать, что, если это все-таки случится, он заблудится. Однако вблизи Флориды или Багамских островов пилот не собьется с курса, забыв сделать поправку на магнитное склонение, поскольку в этом районе такая поправка не нужна.
Хотя возле Флориды стрелка компаса показывает прямо на Северный полюс, фактически ее притягивает Северный магнитный полюс. Просто Северный полюс находится на одной прямой с Флоридой и магнитным полюсом. Если следовать той же логике, на какой строится Легенда, можно утверждать, что в районе Флориды все компасы показывают на Каламазу, поскольку Каламазу тоже находится на агонической линии, и все компасы в районе Флориды, естественно, показывают на Каламазу.